III квадра (Гамма) ...
Третья квадра представлена “интуитами-логиками” и “этиками-сенсориками” — и в этом она очень похожа на первую квадру. Но аспекты, доминирующие в третьей квадре, противоположны по вертности доминирующим аспектам первой квадры и соответствуют вытесненным, подавленным в ней аспектам.

В третьей квадре доминируют: “черная” логика (ЧЛ). “белая” этика (БЭ), черная” сенсорика (ЧС), “белая” интуиция (БИ).

“Черная” сенсорика и “белая” интуиция доминируют и во второй квадре, что несколько облегчает взаимопонимание между представителями второй и третьей квадр.

Этики — сенсорики в третьей квадре представлены иррациональным экстравертом, сенсорно-этическим экстравертом “Юлием Цезарем”, (от экстраверта этика-сенсорика первой квадры “Виктора Гюго” отличается не только иррациональным расположением аспектов — сначала сенсорика, потом этика, но и вертностью аспектов : сенсорика — “черная”, этика — “белая”). [Такое взаиморасположение аспектов называется квазитождественным, аналогично называется и соотношение между социотипами. “Гюго” — “квазитождество” “Цезаря”. Все последующие социотипы третьей квадры для сравнения представлены относительно квазитождественных социотипов первой квадры.]

Интроверт, “работающий” этиком-сенсориком в третьей квадре — этико-сенсорный интроверт (Теодор Драйзер) — рационал (в отличие от Дюма, интроверта, этика-сенсорика первой квадры)

Интуиты-логики в третьей квадре представлены рациональным экстравертом — логико-интуитивным экстравертом Джеком Лондоном (в отличие от иррационального экстраверта первой квадры, интуита-логика Дон — Кихота)

А вот интроверт интуит-логик в третьей квадре как раз иррационален — интуитивно-логический интроверт Бальзак (в отличие от рационального логико-интуитивного интроверта Робеспьера).

Цезарь и Бальзак составляют иррациональную дуальную диаду в третьей квадре

Джек и Драйзер составляют здесь рациональную диаду

В наследство от второй квадры третья получает кризис тоталитарных систем и как последствие репрессий — период застоя. Но в самой третьей квадре есть огромные внутренние резервы для того, чтобы вывести общество из кризиса, а именно: разрушить аппарат подавления, построенный второй квадрой, нейтрализовать формальные и неформальные силовые структуры, возникшие в период застоя; нравственно оздоровить общество, очистить его от цинизма, жестокости и внутреннего рабства, восстановить в нем этические принципы и придать развитию общественной мысли гуманистическое направление. Впрочем, это еще не все деяния третьей квадры — разрушением “империи деспотизма и зла” и нравственным очищением общества ее социальная роль не исчерпывается. Здесь еще и активнейшая созидательная деятельность — одна за другой следуют реформы, оздоравливающие экономику, повышается уровень благосостояния общества, его социальная и правовая защита; реорганизуются системы здравоохранения и образования, ведется борьба за экологию.
Представители третьей квадры — это всегда реформаторы. Именно в этом направлении проявляется в первую очередь их гражданская активность. В молодости они еще могут “переболеть” всякими идеологическими увлечениями, но в зрелом возрасте начинают понимать, что это “не их путь” — предпочитают работать в интересах своей ближайшей “команды”: своей семьи, своих друзей, своих компаньонов.

Третью квадру называют “квадрой “бури и натиска” не только потому, что она характеризуется бурной эволюцией общественного развития, но и потому, что для представителей этой квадры характерна одержимость в достижении целей. Это исключительно деятельные натуры, наделенные огромной пробивной силой, сочетающейся с критическим отношением к достигнутым результатам.

Третья квадра в какой-то мере является прямым продолжателем социальных тенденций первой квадры, поскольку, по большому счету, сориентирована на те же жизненные ценности, но здесь уже эти ценности приобретают иную интерпретацию и выступают в другом значении. (Этим, отчасти, и объясняется некоторая симпатия, возникающая на далекой дистанции между представителями этих, по сути, взаимоконфликтующих квадр. По этой же причине мы рассматриваем третью квадру не только относительно ценностей второй квадры, но и относительно ценностей квадры первой.) Идеи гуманизма, справедливости и равноправия из логической категории (аспект “логики соотношений” (БЛ) в первой и второй квадре) перешли в этическую категорию — аспект “этики отношений” (БЭ), доминирующий в третьей, а затем и в четвертой квадре. (Если первая квадра видит свою задачу в том, чтобы пробудить умы, третья квадра пробуждает души: “Душа обязана трудиться…”)

Трудовой энтузиазм — из области этической (аспект этики эмоций (ЧЭ) — эмоциональный подъем, идеологическая направленность) перешел в область логическую — аспект “деловой логики” (ЧЛ), где в первую очередь преобладают интересы дела, рационализм, изобретательность, целесообразность и эффективность труда и как следствие этого — достойная оплата за качество и профессионализм.

Противоречие между первой и третьей квадрами как раз и заключается в том, что схожие по существу идеи выражаются противоположными по сути аспектами и реализуются методами, в принципе исключающими друг друга. Именно поэтому представители “конфликтующих” квадр говорят между собой как бы “на разных языках”, придавая одним и тем же понятиям совершенно противоположное значение (“называют белое — черным, черное — белым”). Причина непонимания в том и заключается, что в каждой квадре общепринятая система ценностей выражается доминирующими в ней аспектами, а аспекты, переходя из квадры в квадру, видоизменяются. Поэтому изменяется и интерпретация общеизвестных понятий. Например, представителю первой квадры непонятно, как можно в интересах добрых отношений делать какие-то постоянные уступки партнеру и чем-то постоянно жертвовать. “Что же это за “хорошие отношения” такие? ! Ладно, были бы какие-то сильные чувства (ЧЭ), а то ведь всего-навсего — отношения! (БЭ) Разве отношения — самоцель?!” Но в том-то и суть, что для третьей квадры сильные чувства — это следствие хороших отношений (отношения первичны, чувства — вторичны), а в первой квадре — наоборот: хорошие отношения — это следствие сильных чувств. (Чувства первичны, отношения — вторичны.)
— Но ведь любой лицемер может с легкостью установить хорошие отношения, держа при этом камень за пазухой?! — спросит Читатель. — Неужели люди третьей квадры так просты и доверчивы? Представители третьей квадры действительно очень доверчивые, простые в общении и демократичные по своей сути люди. Снобизм им совершенно не свойственен, хотя они и считают себя вправе делить людей на “своих” и “чужих”, руководствуясь исключительно личными симпатиями и антипатиями. Именно это “деление” и является их этической защитой. Причина? — Слабая “интуиция возможностей”, — она здесь вытесненная ценность, поэтому на нее и не полагаются. Но и подозрительность здесь не в чести — доминирующая “этика отношений” этого не позволяет. А вот осмотрительность, соблюдение некоторой дистанции не возбраняются и считаются вполне допустимыми, поскольку ограждают человека от возможных неприятностей.

Отсутствие амбиций здесь сочетается с чувством собственного достоинства. Но вот уважение к старшинству и общепризнанным авторитетам уже не является непреложной истиной (как это было во второй квадре). Воле родителей беспрекословно не подчиняются — ее здесь оспаривают (в случае необходимости могут внешне согласиться, но поступить по-своему). Традиции здесь не особо чтут — терпят, как некую условность.

Представителям третьей квадры свойственна независимость поступков и суждений. Любому из них совершенно безразлично, кто и что про них станет говорить. Достаточно того, что они сами о себе думают.

Равнодушные к титулам и званиям, они оценивают окружающих только по их личным заслугам и качествам. (Сами, если и имеют какое-то звание, не любят, когда об этом лишний раз упоминается — чувствуют себя неловко, а иногда и вовсе воспринимают это как иронию, поскольку обычно критически относятся к своим достижениям.) Неприхотливые в быту, легкие на подъем, они всегда в числе первопроходцев и первых поселенцев. (По этой причине, например, Джек Лондон и Драйзер — самые распространенные социотипы в США — диада первопроходцев.) 

Сенсорика ощущений (БС) в третьей квадре относится к вытесненным ценностям. Поэтому изнеженность и изощренность здесь не в чести. Комфорт всегда оптимален, и устройство быта обычно не занимает много времени. (“Квадра кочевников”: “охота к перемене мест” — вполне естественна для любого из ее представителей.) Из еды здесь не делают культа. О своем здоровье думают в последнюю очередь, а иногда и вовсе предпочитают не думать — “поболит и перестанет, само пройдет”. Инфантильность здесь не в чести. С детьми не особенно нянчатся, поощряют раннюю самостоятельность.

Секс в третьей квадре считается неотъемлемой частью аспекта “этики отношений”, поэтому шутить на эту тему и широко обсуждать ее здесь не принято. Отношение к этому предмету — пуританское и довольно консервативное, несмотря на обманчивую внешнюю раскованность. О своих чувствах здесь стараются много не говорить (боятся их обесценить — слабая” этика эмоций”) — чувства проверяются отношениями.

Блестящая карьера здесь не является самоцелью, — собственное место в системе иерархий тоже мало кого интересует (БЛ — логика соотношений здесь вытесненная ценность), хотя любому из представителей третьей квадры очень важно себя реализовать. Кроме того, чрезвычайно важен результат своей работы. (Доминирующая — ЧЛ)
Низкая оплата труда здесь воспринимается как вопиющая несправедливость. Еще хуже: неоплаченный труд на так называемых “добровольных началах” рассматривается как беззастенчивая эксплуатация чужого времени и сил, считается прямым насилием над личностью, которое, по мнению людей третьей квадры, никаким идеологическим энтузиазмом не оправдывается. (Идеология (ЧЭ), как аспект этики эмоций, здесь вытесненная ценность.) 

В третьей квадре считается, что всякий общественный труд должен быть обществом же и оплачен, поскольку общество не должно эксплуатировать человека. (Один из основных законов соционики: две рациональные функции, одинаковые по вертности, не могут доминировать в одной и той же квадре. Доминируют либо права личности (БЭ), либо права системы (БЛ). Права системы в третьей квадре — подчиненная ценность. Здесь предпочитают хорошо поработать и получить достойную оплату за свой труд, чем бегать по всяким инстанциям, завязывать “нужные знакомства” и выбивать себе пособия и пайки, — даже сама мысль об этом раздражает. Здесь принято считать, что само общество обязано позаботиться о социальной поддержке нетрудоспособного человека, а трудоспособному предоставить все возможности для того, чтобы максимально себя реализовать; и эти возможности должны быть равными для всех и не связанными какими-либо ограничениями.

Для любого из представителей третьей квадры самое нежелательное — это ограничение его деловой активности по объективным, не зависящим от него причинам — так называемый “комплекс связанных рук”. Ограниченность объективных возможностей здесь самый наболевший вопрос: лично от себя можно потребовать любой самоотдачи, но повлиять на какие-то внешние обстоятельства, как правило, не представляется возможным. И не только потому, что “интуиция возможностей” (ЧИ) — вытесненная ценность, но и потому, что она приходит в противоречие с доминирующей здесь “этикой отношений” (-БЭ), а также со всеми вытекающими отсюда этическими установками. Если и существует, например, возможность изменить расстановку сил в обществе революционным путем, то представители третьей квадры ее для себя изначально исключают и в принципе не рассматривают как возможность. Никаких военных путчей и переворотов в третьей квадре не устраивают — по той причине, что это не гуманно (доминирующая “белая” этика” (БЭ), а, кроме того, и не решает всех проблем (доминирующая “деловая логика” (ЧЛ). Здесь предпочитают объединяться в профсоюзы и добиваться проведения социальных и экономических реформ. (Насколько это возможно, разумеется.) 

Представители третьей квадры очень не любят быть “выключенными из жизни” — это состояние их убивает (в том случае, например, когда их деятельность воспринимается враждебно, либо постоянно наталкивается на какие-то внешние препятствия, они начинают оберегать свое творчество от посторонних глаз и творить только “для себя” — у них развивается “комплекс “скупого рыцаря”. Причем это явление более характерно для интровертов третьей квадры — Бальзака и Драйзера. “Комплекс “скупого рыцаря” — это ловушка, из которой очень трудно выйти: в решающий момент становится страшно открывать свои “сокровища” для всеобщего обсуждения, а, может быть, и осуждения.) 

И все же, неблагоприятные условия для творчества не являются здесь особой помехой — при любых обстоятельствах, в мирное или в смутное время — представитель третьей квадры непременно найдет способ себя реализовать.
В отличие от первой квадры, где высоко ценимой заслугой считаются оригинальная идея, удачный замысел, свежая задумка, в третьей квадре ценится не столько сама идея, сколько ее реализация. Именно созидание здесь ценится больше всего, возможно, поэтому все лавры, весь почет и все награды достаются здесь чаще всего именно экстраверту-реализатору, логико-интуитивному экстраверту Джеку Лондону (его социальную функцию в настоящее время выполняет Б. Н. Ельцин), в то время, как все необходимые условия для этого подготавливаются экстравертом-идеологом, — разрушителем тоталитарных систем” — “сенсорно-этический экстравертом” — “Цезарем”. Его программная функция — волевая сенсорика со знаком плюс (+ЧС), что означает позитивное развитие этого аспекта. Волевой напор, с которым Цезарь насаждает свои благородные цели, носит поистине сокрушительный характер. “Обломки самовластия” — это, как правило, результат его деятельности.

В третьей квадре сила и мораль — понятия неразделимые. Поэтому одновременно с разрушением Цезарь ратует и за нравственную “перестройку” общества. (Эту историческую миссию выполнял М. С. Горбачев. Впрочем, здесь ему помогала удачно сложившаяся “команда” влиятельнейших представителей третьей квадры: супруга и соратница — “Бальзак”, Рональд Рейган — “Джек Лондон” и Нэнси Рейган — “Драйзер”. Желательно, чтобы читатель на секундочку задумался о том, какая же это все-таки мощная сила — дуальная пара, если две дуальные пары, составляющие квадру, способны совершить в истории поворот такого масштаба.) 

Следующим аспектом, определяющим характер деятельности третьей квадры, является аспект “этики отношений” со знаком минус (-БЭ), привнесенный в квадру этико-сенсорным интровертом — Драйзером. Его социальной задачей является этическая коррекция общества, соответственно и знак минус придает его деятельности критическое, негативное направление — нравственная перестройка общества, разоблачение общественных пороков, переориентация общественного сознания. Негативный характер этого аспекта проявляется и в стремлении предъявлять людям жесткие этические требования, а также в своего рода “этической селекции” — стремлении избавить общество от взаимоотношений с теми, чей этический потенциал не соответствует необходимым требованиям. Аспект “этики отношений” в интерпретации третьей квадры — это всегда “воинствующая мораль”, “воинствующая добродетель” (поскольку аспекты волевой сенсорики и этики отношений в третьей квадре взаимосвязаны: сенсорика придает этике “бойцовский” характер, этика направляет сенсорику на достижение возвышенных целей). Такой суровый подход к делу в данном случае считается оправданным, поскольку в социальную задачу третьей квадры входит искоренение “пережитков деспотизма”, внутреннего рабства, а также всевозможных аморальных явлений и предрассудков, мешающих этическому возрождению общества.
Третий доминирующий аспект — “оперативная (деловая) логика” со знаком минус. (ЧЛ) — альтернативная “деловая логика”, отказ от всего невыгодного и нецелесообразного, изменение экономической ориентации в сторону глобальной выгоды и эффективности. Поскольку в наследство от тоталитарных режимов третьей квадре достается не только экономическая разруха, но и экономическое невежество, реформы, ставящие своей целью выправить это положение, должны носить характер глобального переворота в экономике, характер резкого экономического скачка, обеспечивающего бурный рост технического прогресса. Техническое и экономическое преобразование общества осуществляют логики — интуиты третьей квадры: экстраверт-реализатор “Джек Лондон” (программный аспект — деловая логика (ЧЛ) и интуитивно-логический интроверт Бальзак (программный аспект — позитивная “интуиция времени”). Именно сочетание этих аспектов позволяет в период зарождающихся капиталистических отношений создать необходимую техническую и экономическую базу.

Позитивная интуиция времени (+БИ) означает ориентацию на будущее, на перспективу (хотя Бальзак не исключает и опыт прошлых ошибок). Это поиск новых и прогрессивных форм в промышленности и экономике, это умение рисковать и ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации. Позитивное направление аспекта “интуиции времени” задается здесь соответствующей негативной (альтернативной) деловой логикой, предполагающей переориентацию общества на альтернативные экономические ценности. (Раньше ориентировались на сытный паек, теперь — на высокие заработки.) 

Кроме всего прочего, третья квадра характеризуется периодом социальной и политической зрелости, — периодом, когда приостанавливаются войны и общество сосредотачивается на процессе мирного переустройства и созидания. Такова социальная миссия третьей квадры — она широка и разнопланова: от разрушения агонизирующих тоталитарных систем до всестороннего оздоровления общества и подготовки его к переходу на качественно новый социальный виток — на уровень высоких технологий, высокой духовности, высокого благосостояния — на уровень четвертой квадры.

автор: В. Стратиевская

...