Сенсорно-логический экстраверт – "Маршал" (Македонский) ...

Сенсорно-логический экстраверт – "Маршал" (Македонский)

Дуальный партнёр интуитивно-этический интроверт – "Лирик" (Есенин)

Блок ЭГО*1-я позиция Программная функция* "Волевая сенсорика"

"К сильному прислушиваются далее тогда, когда он говорит шепотом "(Александр Лебедь). Сила, власть, целеустремленность, упорство и настойчивость — основные программные ценности представителен этого типа. Именно поэтому они великолепно оценивают силу и "волевой потенциал" каждого человека. Обращают особое внимание на тех, кто стремится к власти, и стараются никому не уступать "волевую инициативу". Основной ориентир, занимающий внимание Македонского, — силовое соотношение в сложившейся социальной структуре и собственный силовой приоритет. Иными словами, на протяжении всей своей жизни осознанно или подсознательно, независимо от рода занятий и интересов представитель этого типа постоянно задается вопросом: "кто — кого?". Вся "Волевая сенсорика" Македонского рассматривается в аспекте: "Либо я — их, либо они — меня". (" Я был маленький — меня отец "тюкал", теперь я вырос — я его "тюкаю".)

Ощущение своей физической силы, ощущение собственной власти, собственных полномочий имеют для Македонского исключительную значимость. Он уважает власть, уважает силу, уважает любую иерархическую систему, потому что там все держится на "правильной", в его понимании, расстановке сил. Македонский всегда старается найти себе применение в рамках уже существующей, главенствующей системы. Это — первая стадия в любых его начинаниях, это его "программа-минимум", его первая цель. "Волевая" программа Македонского заключается в последовательном достижении реальных, быстро осуществимых целей всеми возможными средствами. ("Цель оправдывает средства".) Конечная цель Македонского — занять в системе иерархий главенствующее место.

Не важно, кем он сейчас является, — лидером оппозиции, начальником отдела или "командиром звездочки": он всегда ощущает себя человеком, наделенным властью и полномочиями. В рамках вверенного ему участка он неуязвим, он — беспрекословный авторитет, он — Бог и царь. Даже работая в отделе рядовым служащим, Македонский, поставивший перед собой "высокие цели", может в кратчайший срок подчинить своему влиянию начальство (иногда это ему выгоднее, чем самому возглавлять отдел).

Организация силовых структур и лидерство в ней — одна из социальных функций представителя этого типа. Внедрение в систему, поиск единомышленников в рамках системы, внедрение в сферу важнейших влияний и важнейших деловых интересов с последующим введением туда "своих людей", деятельность которых он будет контролировать, координировать и которые в нужный момент будут ему подчиняться, — все это не что иное, как создание собственной структуры в рамках уже существующей системы: последовательный и поэтапный захват власти методом "постепенно сжимающегося железного обруча". На цели, не отвечающие конечным задачам, Македонский не разменивается. Более того, он не даст себя сбить с толку. (Например, оппозиционная система его заинтересует только в том случае, если она имеет реальные шансы захватить власть. К диссидентскому движению он примкнет, если увидит для себя реальную и безопасную возможность заработать "политический капитал" или последующую возможность возглавить оппозицию.)

Положение "шестерки" для Македонского абсолютно неприемлемо — этого он больше всего боится и будет стараться всеми силами не допустить. Македонский совершенно не способен кого-либо просить об услуге: он ощущает себя в этот момент униженным Поэтому он старается всегда так построить ситуацию, чтобы заставить других сделать то, что ему нужно (метод "железного обруча" в миниатюре). Совершенно немыслима для Македонского ситуация, когда его "держат за фрайера" — это больше, чем удар по самолюбию, это крах всей его программы. Часто создается впечатление, что он "зациклен" на понятии "уважение —неуважение". Он постоянно и повсеместно требует признания собственного приоритета (что само по себе уже является признаком его внутренней неуверенности в себе). Чем больше он внутренне ощущает себя "шестеркой", тем большего внимания и почтения к себе требует.

Очень боится быть зависимым. Зависимость для него — показатель слабости. Умеет заставить зависеть от себя — считает это показателем силы. (Любит предлагать свои "ценные" услуги, любит быть "нужным" человеком, умеет "припомнить" оказанную услугу и умеет востребовать должок.) Постоянное его стремление захватить большую власть и расширить область своего влияния диктуется не только неудовлетворенными амбициями, но и внутренним требованием застраховать себя от ситуации вынужденного подчинения. ("Либо я — его, либо он — меня".)

Всю свою жизнь он как бы нарабатывает дополнительный "запас прочности". Он не просто "притесняет на пустом месте": он старается захватить побольше "впрок" — на случаи, если его заставят что-либо уступить, ему будет не так обидно — он уступает вроде как чужое, а не свое. Качество, повсеместно проявляющееся у представителей этого типа, — захват административных, материальных и, главное, территориальных преимуществ.

Завоевание пространства для Македонского — задача первостепенной значимости, причем осуществляется им самым естественным и потому не всегда осознаваемым образом. Будет ли это захват лишнего места на коммунальной кухне или лишнего метра на бельевой веревке, Македонский будет глубоко неудовлетворен, если вместо него это сделает кто-то другой. Для представителей этого типа заполнять собой пространство — самое естественное состояние. (Часто, сам того не замечая, Македонский выбирает для себя центральное место в пространстве — может, например, выдвинуть для себя кресло на середину комнаты и, общаясь с теми, кто сидит вдоль стен, очень хорошо себя чувствует — как на троне) Иногда Македонский подготавливает себе "поле деятельности" вполне осознанно. Например, задумав съездить "на разведку" в чужой город или чужую страну, набирает себе "поручения от знакомых своих знакомых", что дает ему возможность нанести визит совершенно чужим людям, расспросить их про житье-бытье, про себя рассказать, нужные знакомства завязать, пожить у кого-нибудь денек-другой, а там глядишь, он уже свой человек, и в следующий раз приезжает сюда как к близким родственникам.

В быту Македонский довольно часто завоевывает пространство с помощью шумов и звуков. Для Македонского-ребенка характерно перекрикиваться с родителями через весь двор — в эту минуту он чувствует, что владеет всем окружающим пространством. Для Македонских-новоселов (особенно жителей южных стран) очень характерно сразу же по вселении “врубить” музыку на полную громкость, да еще и дверь своей квартиры настежь распахнуть, чтобы у соседей не оставалось иллюзий относительно того, кто здесь хозяин. По той же причине некоторые Македонские сами очень недолюбливают "музыкальных" соседей: могут по всему дому организовать сбор подписей для того, чтобы их выселить.

Расстановка сил у Македонского всегда очень примитивная: "или — или", другой альтернативы нет. Объясняется это тем, что он всегда сосредоточен на одной, близкой цели — либо он ее берет, либо нет ("Либо пан — либо пропал"). Этому, по большому счету, и подчиняется вся его система отношений: "Либо лидер — либо "шестерка"; "Либо хозяин — либо никто". В его системе расстановки сил есть только два силовых полюса: сильный и слабый. Македонский предпочитает быть в сильном полюсе, но оказавшись в слабом, умеет признавать свое поражение и подчиняться победившей его силе. Македонский отличается исключительной работоспособностью и настойчивостью, которая возрастает пропорционально количеству препятствий.

Никому не позволяет сомневаться в своем праве руководить людьми. Говорит, как декларирует — уверенным, командным голосом. Не позволяет себе быть снисходительным (считает, что это ему может слишком дорого обойтись). Предпочитает только требовать, Пользуется любой возможностью проявлять свои волевые качества — решительность, настойчивость, непреклонность, заявляя о себе, как о строгом, но справедливом лидере. Македонский великолепно проявляет себя как руководитель-организатор: точно оценивает уровень квалификации каждого и с каждого спрашивает по максимуму. Распределяет работу так, чтобы расстановка сил была оптимальной. Задает самый интенсивный темп работы, с тем чтобы получить наиболее продуктивную отдачу за минимальное время. В обычных условиях Македонский чувствует себя как бы "не в своем режиме", но в экстремальной ситуации активизируется и мобилизуется. По этой же причине любит создавать атмосферу психологического напряжения — это его как бы развлекает. Любит рассказывать страшные истории, любит "сгущать краски", насаждать паническое настроение, с удовольствием распространяет слухи, которые часто бывают преувеличены.

Обстановка экстремальности Македонского приятно тонизирует, именно поэтому он иногда специально ужесточает дисциплинарные условия и держит своих подчиненных в постоянном напряжении. Даже в спокойную будничную работу Македонский-руководитель часто привносит обстановку ничем не обоснованной экстремальности: так удобнее ему самому, а следовательно, как он считает, удобно и другим. Предпочитает коллегиальное обсуждение решений, но окончательное решение, равно как и ответственность за него, принимает сам. "Выиграл сражение не тот, кто дал хороший совет, а тот, кто взял на себя ответственность за его выполнение и приказал выполнить" (Бонапарт).

Македонский любит и умеет брать на себя ответственность. Быстро схватывает создавшуюся ситуацию и расстановку сил, принимает решение и действует. Умеет рисковать, идти "ва-банк". Мало подвержен страху. Чем опаснее ситуация, тем он собраннее и решительнее. В экстремальных условиях его воля, решительность, смелость и практичное мышление помогают найти выход. В критических ситуациях призывает к решительным действиям, к "наращиванию силового потенциала". (Легкомыслие и беспечность — качества, с которыми, по его мнению, надо бороться.) Предпочитает действовать хладнокровно и предельно энергично, отвечая на удар двойным ударом. В случае внешней физической опасности склонен предусмотрительно ретироваться. Но если, в силу обстоятельств, пришлось ввязаться в конфликтную ситуацию, предпочитает не отступать, а бороться до конца, даже в ущерб собственным интересам. (Главное — победа любой ценой.)

Не склонен приспосабливаться к партнеру, только диктовать. Обычно старается быть вежливым и выдержанным, но если задевается его самолюбие, не в состоянии скрыть своего раздражения. Находясь в "ущемленном" состоянии, внутренне нервничает и упорно ищет выхода из создавшегося положения. В коллективе часто берет на себя функции неформального лидера, тайного контролера за ситуацией, в критическую минуту предпочитающего оставаться в тени.

О целесообразности действий, о волевых качествах, о необходимости мобилизовать свои силы говорит тоном, не терпящим возражений. Любит рассуждать о дисциплине, о необходимости воспитывать волевой и целеустремленный характер. Постоянно держит свое окружение в напряженном, мобилизованном состоянии. Требовательный по отношению к себе и другим: людей, не выполняющих своих обещаний, не уважает. В его глазах они ровным счетом ничего не значат. Своего презрения к ним не считает нужным скрывать. Уверен в собственной силе и значимости, равно как и в своем общественном предназначении. Азартен, склонен к соперничеству и соревнованию. Всем повсеместно и постоянно навязывает свои жизненные ценности как некую, не подлежащую сомнению, абсолютную истину. Часто и с удовольствием говорит о "грубой реальности", ценит в себе умение воспринимать жизнь такой, "как она есть". Охотно делится своим жизненным опытом, часто слишком назойливо поучает тому, "как надо жить". Всегда знает "как надо" и "как не надо".

Блок ЭГО*2-я позиция *Творческая функция* "Логика соотношений"

"Знание — сила". В системе основных ценностей, присущих интеллекту этого типа, аспект логики соотношений является одним из важнейших — он реализует программу интеллекта, а следовательно, самым органичным образом в нее вписывается. Сведущий человек, по мнению Македонского, защищен. Человек, не имеющий необходимой информации, беззащитен. Поэтому сбор нужной информации для Македонского так же важен, как и наращивание силового потенциала. (Для Македонского во многих случаях — это одно и то же) Особо важную для себя информацию Македонский может и купить, и получить обманом или хитростью. Может заполучить ее ценой "незначительного" (для себя) волевого давления, например "взять на испуг". Информация — это всегда ценность, независимо от того, нужна она или нет: "Путешествуя по незнакомому городу, следует его хорошо изучить — на тот случай, если его придется когда-нибудь завоевывать" (Наполеон Бонапарт).

Огромную услугу в сборе информации оказывает Македонскому его дуал Есенин, который всегда в курсе всех событий, имеет массу нужных и ненужных знакомств, способен с ненавязчивой легкостью разговорить самого некоммуникабельного человека и со свойственной ему исключительной любознательностью выспросить у того все, что ему нужно, и все, что ему может пригодиться. Волевое давление Македонского часто реализуется методом логического убеждения. Для этого он от природы наделен гибкой, манипулятивной логикой, которая в первую очередь служит целям и интересам его волевой программы.

Вынося свое суждение о каком-либо предмете, Македонский далеко не всегда бывает объективен, поскольку прежде всего исходит из собственной, "программной" расстановки сил, из личных интересов и собственных целей. Поэтому, дискутируя с Македонским, нужно постоянно иметь в виду, что приводимые им факты служат не для объективного выяснения истины, а для неоспоримого признания его личной точки зрения и его системы взглядов. Спорить с Македонским и неприятно и нецелесообразно. Сразу становятся очевидными тенденциозность и спекулятивность его доводов, склонность к упрощенным выводам, стремление решить проблему методом "Да — нет". Создается впечатление, что для него нет полутонов. Есть только "черное" и "белое" Например, неприятно обсуждать с Македонским какие-то личные планы, он всегда будет сопоставлять их со своими собственными целями и исходить из возможностей своих собственных успехов.

Македонский никому не позволит себя обскакать хоть на полголовы, никому не позволит "застолбить" ту "золотую жилу", до которой у него лично еще не дошли руки. Вся его логика, все его аргументы, вся сила его убеждений будет направлена на то, чтобы доказать человеку, что этого делать не надо. Никогда ни одного совета он, Македонский, не даст в ущерб собственным интересам. Объективные истины используются им не для абстрактного размышления, а как средство целенаправленной аргументации.

Свою точку зрения он будет навязывать и доказывать наперекор общему мнению, используя для этого все допустимые и (скорее всего) недопустимые формы ведения спора: способен повышать голос, использовать эмоциональное или физическое давление: в споре ищет не истины — ищет победы. Когда не находит средств убедить оппонента, обращается к свидетелям спора, чтобы высмеять или скомпрометировать противника. Считает себя обязанным одерживать победу любым путем. Часто находит возможность оставить последнее слово за собой, разгромив противника одной репликой или фразой, сказанной в подходящий момент.

От природы наделен хорошей памятью. Имеет собственное представление по каждому вопросу и умеет его обосновать. Широко применяет известные факты, статистические данные, примеры из истории. При рассмотрении вопроса не упускает из виду даже самые незначительные детали. Если готовится к спору, заранее выбирает лучший вариант доказательств, старается все предусмотреть и проработать, часто даже математически просчитать.

Большое внимание обращает на достоверность источников информации. Если нужно, может подбирать информацию исключительно аккуратно и педантично. Сомнительными источниками информации предпочитает не пользоваться. Разумеется, знания нужны представителям этого типа не только для того, чтобы побеждать в споре и любыми средствами завоевывать авторитет. Умение логически мыслить — важнейший инструмент его интеллекта.

Представители этого типа охотно и с удовольствием учатся всю жизнь — постоянно и повсеместно. К любому начинанию подходят очень обстоятельно, собирают и анализируют всю необходимую информацию, повышают уровень своей квалификации. Много и с удовольствием работают над собой. Имеют широчайший круг интересов. Далеко не всегда научные изыскания Македонского стимулируются ожиданием чинов и наград, хотя документальные подтверждения его авторитета — дипломы, грамоты и другие знаки отличия, безусловно, очень важны. (Македонский очень внушается признанными авторитетами и очень любит подтверждать свой авторитет документально, хотя качество полученного образования для него гораздо важнее, чем свидетельствующий об этом документ.)

Блок СУПЕРЭГО*3-я позиция*Нормативная функция* "Интуиция возможностей"

Программа "силового приоритета" постоянно требует от Македонского умения быть дальновидным, предусмотрительным и расчетливым во всех своих действиях. Любой промах оборачивается для него поражением собственных планов, крушением карьеры и низложением из лидеров в "шестерки". Македонский, играя "по-крупному", "по-крупному" и проигрывает.

Ему, как любому сенсорику, свойственно стремление высказываться предельно конкретно и ясно, что неизбежно заставляет его сболтнуть что-нибудь лишнее, которое потом может обернуться против него. Часто говорит: "Язык мой — враг мой". Он может сколько угодно развивать в себе такие качества, как осмотрительность и осторожность в общении с малознакомыми людьми, но он никогда не разучится говорить конкретно, сосредотачивать свое внимание на конкретном изложении мысли, на конкретных доводах и фактах. Например, Македонский-посредник говорит: "Наша фирма предоставляет вам скидку на оплату дорогостоящих и сверхсрочных медицинских услуг. За это вы нам будете ежемесячно платить..." — "Позвольте, — возражает оппонент, — я должен платить только за скидку на оплату услуг, которыми я в ближайшие годы и пользоваться-то не собираюсь?! Так во сколько же мне обойдется такая "скидка"?!"

Где-то в своих аргументах Македонский обязательно дает "козырь" против самого себя. Его логика слаба интуитивно, хотя бы потому, что слишком сильна своим волевым напором. Его аргументы — это всегда какая-то сиюминутная выгода. И убедительность его основана не на действительной, а на желаемой, подтасованной базе данных. (Благодаря своему умению убеждать с помощью стройно подтасованных фактов, представители этого типа великолепно работают посредниками во всяких сомнительных коммерческих мероприятиях, могут очень бойко торговать "дырками от бубликов", в чем и бывают нередко уличены.) Впрочем, если бы при такой сокрушительной волевой сенсорике, Македонский был бы еще и неуязвим по интуиции... К счастью, в природе такое невозможно.

Как бы Македонский ни старался развивать эту функцию, она никогда у него не будет достаточно сильной. Случается, он этим даже ослабляет свою программу: начинает выжидать и просчитывать шансы там, где надо действовать волевым напором и натиском. Увы, одно исключает другое. В любом случае Македонскому приходится принимать во внимание расчеты по аспекту "интуиции возможностей", особенно на ранних стадиях общения.

Македонский очень осторожно завязывает новые контакты. Напряжен и насторожен в общении с новыми людьми: с одной стороны, контролирует свое поведение, стараясь произвести максимально благоприятное впечатление, с другой — постоянно наблюдает за собеседником, стараясь соотнести его волевой потенциал со своим собственным. Часто сам создает ситуацию, позволяющую ему быстро определить возможную расстановку сил: постарается каким-либо образом заявить свои права на лидерство и посмотреть, какова будет реакция. Иногда старается повернуть ситуацию так, чтобы сразу же поставить собеседника в зависимость от себя. Иногда это делается по привычке — такой уже сложился стиль общения, иногда — в целях "разведки" допустимых возможностей.

При своей внешней прямолинейности Македонский способен проявлять чудеса приспосабливаемости. Очень конформен. Умеет так быстро перенимать главенствующую общественную идеологию, что даже у тех, кто знает его недолгое время, возникает уверенность в абсолютной его беспринципности. Наметив себе цель, никогда не идет сразу напролом. Наоборот, может разыграть роль абсолютно незаинтересованного человека, одновременно прикидывая возможные способы воздействия. Постарается использовать личное обаяние или будет воздействовать через друзей и знакомых, — одним словом, ищет "рычаги влияния", опираясь на уже сложившиеся системы связей и иерархий, стараясь найти "нужного человека" в "нужном клане". (Стратегия "сжимающегося железного обруча".)

Свою силу попусту не расходует — применяет только в случае необходимости. Любит разыгрывать роль "покровителя-благодетеля". Этакого "крестного отца" (вообще, "отца родного" — "Ленин и дети"...) Будучи профессиональным политиком, великолепно умеет лавировать и маневрировать, но никогда не теряет "свою линию". Не идет дальше кратковременных уступок. Выстраивает свою стратегию, рассчитывая на умение импровизировать и на удачу: "Главное — ввязаться в бой, а там посмотрим".

Не любит работать в условиях жестких рамок. Ему нужны свобода действий и масштабность. Его планы динамичны, они постоянно корректируются реальными обстоятельствами. Опасается несвоевременных действий, по возможности, ведет выжидательную тактику, приберегая инициативу для решительного прорыва в нужный момент. Выслушивает всех, от кого можно получить дельный совет. Любит беседовать со специалистами и у них учиться. О планах на будущее старается говорить уверенно и с оптимизмом, хотя далеко не всегда уверен в счастливом исходе.

Не позволяет себе говорить о собственной неудачливости и невезучести даже в кругу самых близких друзей. (В дуальной паре Македонский — Есенин неудачники не очень высоко котируются, поэтому Македонский сделает все возможное, чтобы это скрыть.) Никого не допускает к своим связям. Ни в коем случае не раскрывает своих знакомств, хоть и стремится произвести впечатление человека, у которого "все схвачено". У него действительно "все схвачено", но только для себя и для "своих" — качество, которое очень привлекает к нему его дуала Есенина.

Блок СУПЕРЭГО*4-я позиция*Мобилизационная функция* "Этика отношений"

Относительно собственных этических качеств Македонский не строит иллюзий, поскольку знает за собой такие неприятные черты, как изначальная подозрительность и привычка предполагать наихудшие мотивы в поступках людей (следствие того, что аспект "этики отношений" и "интуиции возможностей" находятся у него на очень слабых и уязвимых позициях). Исходя из собственных этических "комплексов" — страхов, недоверия и недопонимания, Македонский как раз и формирует свои личные взаимоотношения и это одна из серьезнейших его проблем.

Македонский постоянно беспокоится, что его собственные этические "несовершенства" слишком заметны окружающим и разрушают тот "положительный" образ "строгого, но справедливого лидера", который он старательно выстраивает в соответствии с программой своего интеллекта. (А относительно "этичности" собственной "волевой" программы Македонский действительно не строит иллюзий — о каких этических правах и о какой свободе выбора может идти речь при "македонском" единовластии и единоволии? При его неуступчивости и диктате по отношению к партнеру?)

Для Македонского исключительно важно отношение к его мнению и его авторитету — для него это гораздо важнее, чем для представителей других психологических типов. Поскольку ум и сила — главнейшие его ценности, для Македонского очень важно, чтобы это было оценено не только им, но и другими. Для Македонского также важно, чтобы его воспринимали не только таким, каким он кажется, но и таким, каким он может быть, если к нему относиться хорошо. Важно, чтобы воспринимали и оценивали не только его самого и не такого, каков он есть, а его позитивный этический потенциал. (Именно то, что хорошо видит и оценивает его дуал Есенин.) О том, каким он может быть хорошим, Македонский обычно говорит сразу, но полунамеками.

Он достаточно умен и предусмотрителен для того, чтобы не говорить об этом открытым текстом. Кроме того, хвалить себя ему кажется и нескромным, и неприличным (ведь подсознательно он настроен на своего дуала, который это и так хорошо видит). Македонскому очень важно быть правильно понятым, особенно теми людьми, которых он предполагает к себе приблизить. Такому человеку он охотно может рассказать о своем характере, о том, как он обычно реагирует на те или иные поступки, что ему нравится в людях, что нет. Македонскому очень важно, чтобы в его поступках люди не предполагали дурных намерений. Жестокость и подозрительность он приберегает для врагов, а друзьям он готов в любую минуту доказать свое хорошее отношение делом. Даже если его другу потребуется помощь, оказав которую, он рискует навлечь на себя серьезные неприятности, Македонский может со своей стороны предложить эквивалентную услугу, но уже без последствий для себя. (Например, если для его друга потребуется подписать гарантийное обязательство, Македонский скорее всего откажется, но взамен может одолжить крупную сумму денег на продолжительный срок.)

Македонский готов помогать не только своим друзьям, но и друзьям своих друзей, разумеется, рассчитывая, что при случае люди ему отплатят тем же. И все-таки Македонскому мало быть уважаемым, важно еще и быть любимым. "Влюбиться не главное, главное — в себя влюбить". Основная проблема личных взаимоотношений Македонского как раз в том и заключается, что он далеко не всякому доказательству любви верит. Выстраивая свои отношения относительно несколько заниженной этической самооценки, Македонский очень боится сократить психологическую дистанцию, боится, что при ближайшем рассмотрении его сочтут малопривлекательным субъектом. Такой подход к делу заставляет его действовать в этическом плане очень напряженно, противоестественно и нелогично.

Часто, едва добившись расположения, он сам первый разрушает отношения (мужчины этого типа активно сокращают дистанцию физически, но не этически). Представителям этого типа довольно трудно формировать свой личные отношения еще и потому, что, по большому счету, они имеют весьма отдаленное представление о том, как это надо делать. (В неопределенной этической ситуации чувствуют себя совершенно беспомощными и дезориентированными.) Следуя своему правилу контроля за любой инициативой, Македонский создает себе массу этических проблем хотя бы уже тем, что не допускает свободы выбора для своего партнера (подразумевается психологически несовместимый партнер).

Македонский начинает слишком сильно давить на него своим мнением, своей властью, авторитетом: он все решает за партнера, все за него продумывает, ставит его в жесткие условия, не допуская ни малейших возражений с его стороны. (Например, может сразу жестко оговорить время и продолжительность свиданий — "по вторникам и четвергам с часу до двух — иначе мне неудобно!"; может настаивать на определенных условиях встреч: "Если случайно где-нибудь встретимся, мы с тобой не знакомы. Никто не должен знать, что мы встречаемся". Причем Македонский может так поступать вовсе не потому, что он, например, женат. Но даже если он сейчас и свободен, не исключено, что в будущем он женится на ком-то другом, а сейчас он опасается, что его нынешняя связь возможно повлияет на его будущие семейные отношения.

Как любой иррациональный сенсорик, Македонский развивает свою интуицию и старается быть предусмотрительным, даже в ущерб своим сиюминутным отношениям. А то, что таким поведением он глубоко обижает и разочаровывает своего партнера, — это уже второй вопрос, но именно он-то и оборачивается проблемой.) Серьезную ошибку совершает Македонский, пытаясь взять на себя этическую инициативу. Ему мало того, что он желает быть воспринятым не таким, какой он есть, а таким, каким он хочет казаться. Он еще на этой, довольно неустойчивой основе пытается сам моделировать свои отношения. И, разумеется, хочет, чтобы они развивались именно так, как ему нужно. Именно поэтому Македонский (особенно женщины) не прочь лишний раз повыяснять отношения. Ох, не надо бы ему этого делать! Ничего хорошего он для себя не выяснит. Ведь хорошие отношения Македонскому и так ясны — он их чувствует, а плохие и выяснять незачем. Зачем ему выслушивать о себе неприятные вещи? — Ведь говорить ему о том, какой он плохой, значит, усугублять его комплексы, занижать его самооценку и превращать его в того монстра, каким ему его описывают. Македонскому нельзя давать повода осознавать себя "плохим" — ни к чему хорошему это не приведет. Нельзя его "тыкать носом" в собственные этические недостатки — это его только ожесточает.

Нельзя ему вколачивать добро с кулаками — в такое "добро" он не верит. В силу своего пессимизма и своей слабой интуиции Македонский не принимает для себя также и идею изначального миролюбия, всеобщей доброжелательности и всеобщей любви. Македонский поверит только в то, чему сам был свидетель, и в то, что развивалось у него на глазах, а именно — в конкретные отношения с конкретным человеком, при которых он лично чувствовал себя хорошо.

Со всеми партнерами Македонский чувствует себя таким, каким его оценивают. Причем об этом ему совсем необязательно говорить открытым текстом — Македонский очень хорошо чувствует оценку партнера по взгляду, по интонации, по улыбке, по выражению лица. Поэтому своей заниженной оценкой партнер может разочаровать Македонского еще раньше, чем тот начнет разочаровывать его своим поведением. Македонский очень хорошо чувствует бесперспективность и обреченность отношений и ведет себя в соответствии с этим. Македонский может продолжать отношения чисто физически или чисто формально, в то время как в духовном и интеллектуальном плане они для него уже давно закончились. Демонстративно завышая свою этическую оценку, пытаясь представить себя лучше, чем он, как ему кажется, есть, Македонский пытается подсказать партнеру, как нужно с ним обращаться, как нужно формировать с ним отношения: только по-хорошему, только в самой доброжелательной форме. Нужно с утра до вечера говорить Македонскому о том, какой он добрый и хороший: это единственная возможность помочь ему справиться со своими этическими проблемами. Именно поэтому хорошие отношения у Македонского складываются только в партнерстве с его дуалом Есениным, который, от природы будучи наделен сильной интуицией и оптимизмом, позволяет себе роскошь воспринимать людей именно такими, какими они себя преподносят.

Искренне восхищаясь талантами и достоинствами Македонского, Есенин резко завышает его самооценку, чем и поднимает авторитет Македонского в его собственных глазах. Македонский будет глубоко благодарен тому, кто убедит его в том, какой он в действительности хороший; тому, кто внушит ему, что он — самый лучший. Македонский всеми силами постарается подтвердить это мнение.

Блок СУПЕРИД*5-я позиция*Суггестивная функция* "Интуиция времени"

Македонский со свойственным ему напором и натиском органически не переносит неопределенности. Например, когда выяснение какого-либо актуального для него вопроса затягивается на неопределенное время. В такой период он очень нервничает, переживает. Ему кажется, что вся его жизнь поставлена на карту. Очень тяжело переживает вынужденное бездействие в период неопределенности. Очень уязвим в этот момент.

Очень внушаем всякими прогнозами. Мрачных прогнозов всегда опасается. Именно поэтому многие представители этого типа склонны ко всяким суевериям, основывающимся на предсказаниях, гаданиях, приметах. Многие из них (особенно женщины) верят астрологическим прогнозам и стараются в соответствии с ними координировать свои планы и действия. Причем иногда им это даже помогает. (Особенно, когда в прогнозе говорится: "На этой неделе не нужно выяснять отношений и волноваться по пустякам, а следует жить спокойно, побольше отдыхать и заниматься своим здоровьем". Примерно то же самое скажет Македонскому и его дуал Есенин, который всегда хорошо чувствует его эмоциональное состояние и всегда точно знает, что ему нужно; и даже самые мрачные новости Есенин преподносит с ободряющей улыбкой, как бы говоря о том, что все это временные неприятности и скоро пройдут.)

Македонский тяжело переносит вынужденное ожидание. Особенно ему неприятны этические отношения, вынуждающие на большой расход времени: например, когда его "динамят" или "раскручивают" на длительное и безрезультатное ухаживание. Этого Македонские не любят и некоторые из них сразу предостерегают своих новых знакомых, чем могут для них обернуться такие "игры". Не любит непредвиденного расхода времени. (Например, когда ему навязывают чужие проблемы, поскольку это занимает у него лишние время и силы.) Македонскому вообще бывает трудно представить, каким запасом времени он располагает, как он это время может использовать, чем он может себя в это время занять. То ему кажется, что оно расходуется очень непродуктивно, и тогда Македонский уплотняет свой график, иногда ему кажется, что его время слишком перенасыщено какими-то делами, которые застряли на мертвой точке, и чтобы продвинуть их, опять же нужно время. У Македонского постоянно возникают проблемы с распределением времени для выполнения всей необходимой работы. (Многие из представителей этого типа очень тщательно планируют свой день, стараются все намеченное выполнять, везде поспевать, никуда не опаздывать, и тем не менее постоянно возникают какие-то непредвиденные обстоятельства, сдвигающие их планы то в одну, то в другую сторону.) Как любой сенсорик, Македонский стремится переделать максимум дел в единицу времени, что, разумеется, приводит к перегрузкам и перенапряжению.

Но, к счастью для Македонского, у него есть такой великолепный консультант, как Есенин, превосходно разбирающийся в своевременности любого дела и любой работы, который всегда может напомнить Македонскому, что "работа не волк, в лес не убежит", и Македонский тут же замечает, что он действительно заработался и ему пора отдохнуть. Кроме того, Есенин всегда хорошо видит "критическое" время — время активных действии, время "решительного удара", время, когда "промедление смерти подобно". Есенин, как никто, умеет увидеть развитие этического потенциала человека во времени. Он всегда может точно ответить на вопрос: "Чего ожидать от этого человека?", "Откровенен ли он?", "Друг он или враг?". Во всех этих жизненно важных для себя ориентирах Македонский опирается на подсказку своего дуала Есенина.

Блок СУПЕРИД* 6-я позиция* Активационная функция* "Этика эмоций"

Подсознательно Македонский старается подчинять свои чувства рассудку (как и любой логик). Например старается, чтобы его настроение не сказывалось ни на работе, ни на его взаимоотношениях с подчиненными. Старается держать со всеми ровный, приветливый тон. К сожалению, Македонскому не всегда удается выражать свои эмоции адекватно ситуации и это ему очень затрудняет общение. Слабая и уязвимая этика отношений создает проблемы и для его этики эмоций. Например, попадая в неловкую этическую ситуацию, Македонский иногда подолгу терпит психологический дискомфорт, и из-за этого его накопившиеся эмоции с удвоенной силой изливаются в совершенно другой обстановке, в самый неподходящий момент, по другому поводу и на ни в чем не повинного человека.

Македонский очень страдает от эмоционального противоречия между тем, каким он себя ощущает и каким старается себя преподнести. Македонский — это всегда глубокая и пылкая эмоциональность под маской суровой сдержанности и невозмутимости. Положительные эмоции Македонского — это его глубочайшая, интимнейшая тайна, которую он и ближайшему партнеру не выдаст. Отрицательные эмоции изливает сколько угодно, на кого угодно и при первом же удобном случае.

Положительных эмоций часто стесняется: боится показаться смешным, нелепым, слабым, зависимым, уязвимым. За необузданные отрицательные эмоции тоже себя ругает, опасается неприятных для себя последствий, боится за свой авторитет, может сожалеть о том, что обидел человека несправедливо. Македонский склонен к состраданию, но и самолюбование благородными порывами для него тоже очень характерно. Более того, для него гораздо важнее именно продемонстрировать свой этический потенциал: ведь так ему гораздо легче обратить внимание на свои достоинства и задать нужный тон своим отношениям. (Именно поэтому, замечание о том, что добро нужно делать недемонстративно, Македонский может воспринимать очень болезненно — как упрек в свой адрес, как критику мотивов своего поведения, как "камешек в свой огород".)

К счастью, для представителей этого типа, существует такая "этическая отдушина", как религия, поощряющая их на самые благие побуждения, активизирующая на самые положительные эмоции и позволяющая им творить добро в той форме, в какой для них это всего удобнее и естественнее. Кроме того, религия помогает им реализовать свои самые глубокие и потому еще нерастраченные чувства. Если рядом нет достойного их любви человека, то хорошо, что есть кому поверить свои самые сокровенные мысли и желания. Причем выражения своих чувств в этом случае можно и не стесняться. Еще одна возможность не стесняться выражения своих чувств — это творчество на актерском и музыкальном поприще: здесь Македонский проявляет себя в полном блеске своей силы и своего темперамента.

Хотя и актерам-представителям этого типа все же приходится себя иногда ограничивать: "Я пришла к выводу, что актер должен жить эмоционально скупо, иначе у него не хватит эмоций ни на работу, ни на жизнь" (Алиса Фрейндлих). Македонский часто ощущает себя одиноким и непонятым человеком, поэтому стесняется проявлять свои истинные эмоции в обществе малознакомых ему людей, чаще всего он пытается подключить свое настроение к общему эмоциональному тону, но и это у него не всегда получается — нередко "фальшивит", что бывает очень заметно и не всегда приятно окружающим. Иногда, попадая в новую компанию, Македонский часто некстати берет на себя роль "массовика-затейника" (характерно для мужчин) и не всегда удачно шутит, что приводит к очень неприятным последствиям.

Бывает, что совершенно необоснованно берет на себя роль лидера и очень обижается, когда его "ставят на место"; может вспылить и даже полезть в драку. Иногда — наоборот: демонстративно не поддается общему веселью, держится обособленно, напускает на себя неприступно-невозмутимый вид, "сидит как поповна на смотринах" (характерно для женщин). Македонскому неприятно говорить о своих чувствах и переживаниях — это для него глубоко личная и интимная тема. Он не знает, как об этом сказать: боится сфальшивить, боится показаться смешным или слишком необузданным. Действительно, любая попытка вести себя неестественно (не в соответствии со своим настроением) почти всегда оборачивается для Македонского неприятными последствиями: стоит ему слишком увлечься своей ролью, как его поведение сразу же начинает выглядеть нелепым, неуместным, а иногда и выходить за рамки приличий.

Кстати, о приличиях: с этим у Македонского нередко возникают серьезные затруднения. И не потому, что он не знает, как себя вести или недостаточно хорошо воспитан — тут как раз все обстоит благополучно. (Все, что ему нужно знать, — он всегда знает.) Но стоит Македонскому хоть немного расслабиться (а в гостях это чаще всего и происходит), как он сразу же начинает "выпадать из своей роли" и очень этим обстоятельством смущаться, а следовательно, и реагировать на любые замечания очень обостренно. Достаточно кому-либо из присутствующих неадекватно прореагировать на его шутку или высказывание, и его эмоциональность тут же переходит границы дозволенного. И если именно в этот момент Македонскому напомнить о приличиях, он способен полностью потерять контроль над своими словами и поступками. (Возможно, поэтому многие Македонские стараются не расслабляться в гостях, а предпочитают принимать их у себя дома, где чувствуют себя гораздо спокойнее и увереннее)

Македонские сами же страдают от собственной вспыльчивости, всегда сожалеют о своей несдержанности: о том, что наговорили сгоряча много лишнего, о том, что кого-то обидели и кто-то о них теперь плохо подумает. Многие, особенно женщины, стараются поскорее загладить свою вину. Часто подолгу ругают себя за собственный "трудный" характер, не знают, к кому бежать советоваться по этому вопросу. Понимают, что это серьезнейшая проблема их коммуникабельности. Положение спасает присутствие дуала Македонского — Есенина, который всегда умеет задать легкий и непринужденный тон общения, умеет разрядить обстановку, умеет сгладить чью-то неловкость и переключить внимание на что-то более приятное и интересное. Есенин для каждого найдет тактичный комплимент и приветливое слово. Только в обществе Есенина Македонский может по-настоящему расслабиться и получить нужную этическую поддержку. Рядом с Есениным Македонский буквально отдыхает душой.

Блок ИД*7-я позиция* Наблюдательная функция* "Сенсорика ощущений"

В этом аспекте наблюдаются некоторые различия между мужчинами и женщинами, представляющими этот тип. Мужчина-Македонский вынослив и непривередлив; не тратит время на создание особого уюта. Старается, чтобы в его комнате было более-менее чисто, вещи — на своих местах, пища — питательная и здоровая. И этого ему вполне достаточно. Одевается удобно и неброско. Придерживается определенного нейтрального стиля, не подверженного колебаниям моды. (В последние годы в России сложился новый стиль представителей этого типа — стиль "нового русского": малиновый пиджак, гладко зачесанные волосы, радиотелефон, "мерседес" последней марки и т. д.)

Иное дело женщины-Македонские: расходуют массу сил, времени и внимания на создание домашнего уюта. В доме неукоснительно поддерживается образцовый порядок (особенно к приходу гостей). Все "намыто-наглажено", все "блестит". Добротная мебель "под старину", множество декоративных дополнений — фарфор-хрусталь, салфеточки-занавесочки, большие картины на стенах, большие "фикусы" в кадках — словом, все как "у людей", все как полагается. Великолепно готовят, прекрасно пекут, обожают заготавливать соленья и варенья впрок. (У многих свои дачные участки, где они проводят все выходные) Рукодельницы и "на все руки умелицы". Сами себе шьют, следят за модой, но и придерживаются собственного стиля, отдают предпочтение ярким, но благородным тонам. Любят музыку, искусство. Женщина-Македонский — это всегда и "добрая работница и петь-плясать охотница".

"Македонская" эстетика ярче всего проявляется в национальном русском фольклоре. Это всегда добротно сработанное и нарядно-вычурное декоративно-прикладное искусство, ярко расцвеченное, богато отделанное золотом. Это и своеобразный песенный фольклор, где особое место уделяется "наболевшим" этическим проблемам, современный "городской романс", где проходит тема "любви-злодейки" и "бедовой девчоночки", которая вроде бы и всем хороша, а вот в любви не везет.

Македонские не умеют говорить о любви, но они не могут о ней не петь. Женщина-Македонский — это та, что "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет". Способна на исключительное самопожертвование. Проявляет чудеса выносливости и терпения. Способна день-деньской тянуть свою "лямку" безропотно и ни на что не жалуясь. Не любит ныть, не любит болеть, не любит раскисать. (Во время болезни Македонскому особенно трудно общаться, он сам пугается собственного недомогания и собственной слабости — ему кажется, что он теперь таким навсегда и останется.) Всегда старается быть бодрым, энергичным, подтянутым, чего бы ему это ни стоило.

Блок ИД*8-я позиция*Демонстративная функция* "Деловая логика"

Македонский — самый практичный из всех типов личности. Любое свое действие стремится объяснить соображениями целесообразности. "Я никогда не делаю бесполезных вещей" (Бонапарт). Демонстративно практичен. Никто лучше и точнее Македонского не умеет оценивать товарные качества вещей, никто лучше его не увидит их достоинств и недостатков. Македонский обладает самой лучшей памятью на "товарные" качества предмета — его цену, форму, цвет, запах, вкус и т.д. Невозможно заставить Македонского заплатить за вещь больше, чем она того стоит. Более того, Македонский никогда не позволит себя "раскрутить" на лишние, в его понимании, расходы.

Никогда не сделает невыгодных приобретений. Независимо от уровня доходов Македонский всегда живет в ладу со своим бюджетом, из-за чего иногда производит впечатление человека обеспеченного, но "прижимистого". Очень экономно ведет хозяйство, старается, чтобы оно было "безотходным", чтобы ничего лишнего не выбрасывалось. (Например, хозяйка-Македонский может собирать оставшиеся кусочки мыла, чтобы использовать их в стирке наряду со стиральным порошком. Хозяйка-Македонский может попытаться найти способ использовать одноразовую вещь вторично, а если это не получится, все равно найдет ей какое-нибудь применение в хозяйстве)

О том, чтобы выбрасывать продукты, Македонский и помыслить не может! Македонский покупает продукты по самой дешевой цене и только такие, которые употребляются в пищу с минимальным количеством отходов. Очень бережно относится к своим вещам, подолгу и аккуратно носит одежду, строго разделяя ее на домашнюю и выходную. Нарядная и добротная одежда "на выход"; простенькая, непрактичная —"для дома". Македонский умеет и любит работать. Старается в любом деле достичь самой высокой квалификации, выполняет работу очень быстро и качественно. "Наибольшая из всех безнравственностей — это браться за дело, которое не умеешь делать" (Бонапарт).

Любит продемонстрировать свое умение всегда действовать точно и сообразно обстоятельствам. Македонский — это тот, который всегда знает "как надо". Давая какое-либо поручение или задание, всегда предельно четко его объясняет. Если сотрудник не все понимает с одного раза, будет объяснять столько, сколько нужно, до тех пор, пока его не поймут (подсознательный расчет на слабую деловую логику Есенина). Не позволит поступить наперекор своим объяснениям. Очень обижается, если к нему лишний раз не обращаются за объяснениями. Воспринимает это как заниженную оценку, вынесенную его деловым качествам.

Македонскому очень важно, чтобы хвалили его работу и ставили в пример другим. Иногда ему кажется, что он только для этого и работает. При том, что Македонский терпеть не может разгильдяйства и халатности, он способен снисходительно относиться к ошибкам своих служащих, при условии, что они проявляют в работе усердие или хотя бы видимость его. (Этим Македонский помогает своему дуалу Есенину проявить хотя бы видимость деловой инициативы, хоть как-то реализовать свои деловые качества) Когда Македонский предполагает добиться чьего-либо расположения, он не дожидается, пока его попросят о помощи — он сам с готовностью предлагает свои услуги. (Образец "македонской услужливости" — персонаж, сыгранный Татьяной Догилевой в фильме "Блондинка за углом": "Нужен абонементик в бассейн? — нет проблем!", "Нужен импортный гарнитур? — нет проблем!" У Македонского всегда найдется "нужный человек", который может все это устроить.)

Македонский обожает решать бытовые проблемы людей, чью благодарность и дружбу он хотел бы заслужить. Ему очень нравится выглядеть человеком, у которого "все схвачено". Будучи сориентированным на слабую деловую логику Есенина, Македонский полагает, что лучший способ завоевать доверие и любовь человека — это предложить ему самую действенную помощь в решении его конкретных бытовых проблем. Поэтому, если услужливость Македонского кому-то кажется слишком навязчивой или не совсем правильно воспринимается окружающими, он всегда это очень болезненно переживает и считает это своим очередным этическим промахом. (Поэтому искренне жаль "блондинку" Татьяны Догилевой, чьи деловые качества так и остались недооцененными и нереализованными.) Есенин — единственный из всех типов личности, кто с восторгом и глубокой признательностью воспримет щедрую и искреннюю заботу Македонского; кто никогда не перестает восхищаться его деловыми качествами и его самоотверженным трудом.

автор: В. Стратиевская

...